ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФЕНОМЕНА НЛО.

"Гипотеза - (гр. hypothesis - основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией; вообще - предположение, требующее подтверждения". - Современный словарь иностранных слов, Москва, "Русский язык", 1993.

Процесс научного познания мира тем и отличается от любых остальных форм познания, что в первоначале своем всегда имеет некую проблему. Для того, чтобы ее разрешить, исследователи проходят через несколько ступеней. Это:

1) Накопление фактического материала, который не может быть объяснен в рамках существующего на этот момент времени понимания мира;

2) далее ставится вопрос о природе этих фактов;

3) чтобы понять природу фактов, формируется несколько предположений, т.е. гипотез, которые затем проверяются "на истинность" через проведение экспериментов;

4) "выжившие" после такой проверки гипотезы служат основой для научной теории, которая на некотором дальнейшем отрезке времени является как бы нашей "точкой зрения на мир" и реализуется в обычной жизни;

5) еще спустя какое-то время полученная "картина мира" опять становится тесна для новых фактов, которые не укладываются в существующую теорию более высокого порядка по сравнению с первоначальной;

и далее процесс повторяется в том же порядке.

Исследователями собрано огромное количество фактов о наблюдениях или взаимодействии человека с феноменом НЛО, лишь некоторая часть из них опубликована (Р.Стори “Энциклопедия НЛО”, Нью-Йорк, 1980; Ж.Валле “Анатомия феномена”, Чикаго, 1965; Ж.Валле “Пропуск в Магонию”, Чикаго, 1969; Г.Колчин “НЛО: факты и документы”, Ленинград, 1991, и т.д.)

В неявной форме вопрос о природе наблюдаемых явлений ставился на протяжении всей обозримой истории. Существовало и несколько различных объяснений феномена (но не гипотез, т.к. суть любой гипотезы составляет предположение, которое нуждается в дальнейшей проверке. Объяснение же предполагает полный и окончательный ответ на поставленный вопрос). Суть этих объяснений сводилась к тому, что люди имеют дело с созданиями сил добра или сил зла, причем принадлежность к добру или ко злу определялась достаточно субъективно.

Моментом четкой постановки вопроса можно считать 1947 год - наблюдение американским летчиком Кеннетом Арнольдом девяти “летающих блюдец” над Скалистыми горами в США. Этот случай позволил правительству США осознать массовость и важность проблемы, что привело к началу работ по нескольким государственным программам.

Гипотез в уфологии насчитывается более двадцати. Часть из них больше похожа только лишь на версии и предположения, и тем не менее все они имеют право на существование.

1

Гипотеза инопланетного происхождения НЛО.


Ее основой можно считать концепцию множественности миров, которую развивали в древнем мире философы Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Лукреций Кар и другие, а в новое время ее приверженцами были, помимо Джордано Бруно, Спиноза, Гассенди, Дидро, Фонтенель, Фламмарион - последователи материалистического течения в философии, Лейбниц и Кант - последователи идеализма, деист Вольтер, и многие другие.

Вот, например, взгляды астронома, президента Парижской академии наук Камилла Фламмариона: “Обитаемость планет является единственным источником их существования, и ни строение планет, ни какие бы то ни было другие условия не могут помешать развитию на них жизни”.

Ф.Энгельс также полагал, что Разум, затухая на одном небесном теле, неизменно возрождается на другом. Взгляды мыслителей прошлых веков нашли развитие в трудах современных философов - Федорова, Циолковского, Тейяра де Шардена, и многих других.

Естественным выводом из представления о множественности обитаемых миров будет такой - цивилизации разных планет имели разные сроки развития, одни из них в своем развитии обогнали другие, следовательно, освоили космические полеты и могут теперь наведываться “в гости” к своим менее развитым собратьям. Так как человечество еще не перешагнуло порог Солнечной системы, то считается, что в гости ходят к нам, и все, что связано с НЛО, есть проявление более передовой техники пришельцев из космоса.

Естественно, наши философские взгляды не дают нам права безусловно утверждать - да, ОНИ существуют на самом деле. Правильность любой гипотезы можно проверить лишь на практике, и в русле поиска внеземных цивилизаций, откуда могли прилететь наши предполагаемые “братья по разуму”, сейчас существует три подхода:

1) Астрономический: поиск ВЦ по ее позывным, опирающийся на предполагаемое обоюдное желание общения, сходство мышления и уровня развития в объективной реальности Вселенной;

2) Технологический: поиск ВЦ по ее астрономическим характеристикам или технологическим отходам, которые могут быть зарегистрированы с помощью современной астрономической наблюдательной техники;

3) Палеоуфологический: выявление следов палеовизита, возможно, бывшего в отделенном прошлом.

Сегодня в мире нет строгих научных аргументов в пользу инопланетной гипотезы, но также нет аргументов в ее опровержение, таким образом, гипотеза инопланетного происхождения НЛО пока не перешла в фазу теории, однако у нее есть одно несомненное достоинство - человек, который верит в существование разумной жизни на других звездных мирах, пусть даже не имея никаких фактов для поддержки своей веры, никогда не станет замыкать свое сознание в рамках узенького (в космическом масштабе) человеческого мира, он не будет страдать извечным человеческим сверхсамомнением и считать, что ему все дозволено, раз он один - царь и владыка Вселенной.

II.

Гипотеза земного происхождения НЛО.


Аргументы в пользу этой гипотезы такие.

1) Феномен сосуществует с человечеством на протяжении, как минимум, 12-15 тысяч лет, почти не изменяясь при этом.

2) Статистические данные по США (представлены известным астрономом и уфологом д-ром Жаком Валле), показывают, что за 20 лет очевидцы сообщили о 4000 случаев посадок НЛО. Причем рассказывает о наблюдении в среднем каждый десятый очевидец, т.е. общее количество посадок увеличивается до сорока тысяч. Далее, пик активности появления НЛО приходится где-то на 21-23 часа, и затем на 3-4 часа ночи по местному времени (время, которое на Востоке называли “часом Быка”; считалось, что на это время приходится самый разгул нечисти). И если бы народ в это время не спал, то количество сообщений, видимо, увеличилось бы до 200-400 тысяч, а если еще учесть, что в малонаселенных районах наблюдений (в пересчете на душу населения) гораздо больше, чем в густонаселенных, то получится, что на территории только США и только за двадцать лет НЛО наблюдались от двух до четырех миллионов раз.

Конечно, методы статистики могут дать значительную ошибку в итоговой цифре, но даже если сделать скидку на ошибку вычислений, все равно получается, что если эти объекты - на самом деле гости с других планет, то они на Земле ведут очень большую работу, которая вряд ли связана исключительно с исследовательскими экспедиционными задачами.

3) “Пришельцы” в курсе всех тонкостей человеческой психики и используют самые скрытые ее качества, чего, как считают некоторые приверженцы “земной” теории происхождения НЛО, трудно ожидать от существ, развивающихся где-то в далеком космосе.

Впрочем, сторонники инопланетной гипотезы говорят, что такого понимания наших с вами сильных и слабых сторон можно ожидать только от высокоразвитой цивилизации, которая могла развиваться только вне Земли, и не иначе.

Гипотезу земного происхождения НЛО разделяют на несколько самостоятельных частей:

подземная гипотеза;

гипотеза подводного базирования НЛО;

горная гипотеза;

гипотеза коллективного бессознательного;

гипотеза проявлений ноосферы планеты.

III..

Подводная гипотеза происхождения НЛО.
.

В 1977 году на 32-й и в 1978 году на 33-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался вопрос “Об учреждении Международного агентства или департамента по изучению НЛО”. Инициаторами этого обсуждения были государства Карибского бассейна. Выступавший на сессии премьер-министр Гренады Эрих Гейре жаловался:.

“Они (т.е. НЛО) вылетают из-под воды рядом с нашими кораблями, обплывают их под водой, мешают нормальной навигации”..

В Советском Союзе в 1976-78 гг. разрабатывалась тема “Гидросферный аспект проблемы НЛО”. Она выполнялась по заказу Генерального штаба Военно-Морского флота, и руководителем темы являлся нынешний генеральный директор “УФОцентра” Ажажа Владимир Георгиевич..

Одной из целей этой работы было выявление места возможного подводного базирования НЛО. Но эта цель не была выполнена из-за непомерной трудности мониторинга, т.е. контроля подводной среды техническими средствами. Дело в том, что океанская среда для людей более агрессивна, нежели космический вакуум. Перепад атмосферного давления на Земле и на Луне составляет всего одну атмосферу, в то время как разница между давлением на поверхности моря и на дне Марианской впадины, например, 1100 атмосфер. И если учесть еще полную оптическую, акустическую и радионепрозрачность водной среды и невозможность передвижения в ней с большой скоростью для наших технических средств, то становится понятным, что контролировать огромные водные просторы не так-то просто. Однако это, тем не менее, не исключает океаническую гипотезу из научного реестра..

Следующие две гипотезы - подземная и горная - также утверждают наличие в некоторых областях Земли местообитания неких высокоразвитых существ. По разным взглядам, они могут иметь творческий интеллект или же качества высокоорганизованной кибернетической системы, могут не взаимодействовать с нашей цивилизацией, могут выполнять для нее функции ведущих, Учителей (в частности, это нашло отражение в преданиях о Шамбале - заповедном месте в Гималаях, где живут Махатмы, великие Учителя человечества), а могут и выполнять роль своеобразной системы контроля за развитием человечества..

Предполагается, что места обитания их (или базирования НЛО) недоступны для простых смертных, т.к. окружены защитным энергетическим экраном, создающим оптическую неоднородность среды, какие-либо другие силовые помехи, или же вызывающим у человека и животных непреодолимый ужас и другие физиологические проявления..

IV.

Гипотеза наблюдений НЛО как эффектов проявления земной ноосферы.


Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) - швейцарский психиатр, психолог и мыслитель, наиболее выдающийся ученик Зигмунда Фрейда, в познании глубинной природы человеческого “Я” пошел значительно дальше своего учителя, создав аналитическую психологию. Центральной идеей этого учения является идея “коллективного бессознательного”, которое представляет собой слой общей для всего человечества генетической памяти и присуще каждому человеческому существу. Каждый человеческий индивидуум служит как бы временным реципиентом этой внеличностной информационной субстанции. Содержимое коллективного бессознательного возникает в сознании каждого конкретного человека в виде спонтанных образов и символов. Причем обычное, рядовое, так сказать, сознание не в силах отличить реально существующий образ (т.е. объект материального мира) от образа, всплывшего из глубинных слоев подсознания человека и спроецировавшегося на его сознание. Мы ведь привыкли считать, что все воспринимаемое с помощью органов чувств на самом деле существует в окружающем нас реальном мире. Эти взгляды подтверждаются для нас ежеминутно нашим существованием. На самом же деле человек обладает многими дополнительными способностями, такими, как визуализация своих представлений, “внутренний диалог” с самим собой или с воображаемым собеседником, который часто переходит в слышимую форму, т.к. включенными в этот процесс оказываются слуховые зоны мозга или слуховой нерв, и так далее.

Юнговские архетипы - это устойчивые формы, в которых существует коллективное бессознательное, их природа универсальна для всего человечества. Это доказывается, в частности, тем, что символические представления и мотивы с удивительным постоянством повторяются в снах, видениях, фантазиях и галлюцинациях совершенно различных людей при совершенно различных обстоятельствах, а также в мифах разных народов, в том числе и тех, которые заведомо не имели между собой никаких контактов.

Архетипические структуры коллективного бессознательного постоянно и активно воздействуют на человеческое сознание, играя решающую роль в его формировании. Человеческое “Я” бессильно предотвратить этот процесс, но оно может обратить его во благо при условии, что научится адекватно воспринимать и расшифровывать сигналы, приходящие ему во время так называемых “снов с НЛО”, “полетов на НЛО”, “наблюдений НЛО” и т.д. - так говорит эта гипотеза.

Существенным недостатком этой гипотезы является такой - она совершенно не учитывает физические следы феномена НЛО, которые регистрируются современной наблюдательной аппаратурой.

Главными задачами, вытекающими из гипотезы коллективного бессознательного, являются такие:

1) понять, какие реальные события могли запечатлеться в генетической памяти человечества (имеются ввиду сновидения с участием НЛО и энлонавтов, “похищения” во сне и т.п.);

2) отделить проявления коллективного бессознательного от реально существующих в наше время независимо от человеческого сознания феноменов, в чем-то очень схожих с теми, которые запечатлелись в общей памяти человечества.

V.

Следующий раздел включает в себя гипотезы, построенные с привлечением новых физических концепций. Это: гипотеза полевых (с ударением на первом слоге) форм жизни; гипотеза многомерности пространства-времени; гипотеза параллельных миров.

Гипотеза полевых форм жизни.

Еще древние рассуждали о мыслящем эфире. Впоследствии эту идею развил Константин Эдуардович Циолковский (его идея о “лучистом человечестве”), Вернадский (ноосфера), Станислав Лем (“Солярис”), и другие. Опираясь на выводы Т.Констебля (США), Л.Бокконе (Италия), В.Казначеева (Россия), можно говорить о существовании на Земле, в одном с нами пространстве, тонких невидимых полевых форм жизни, в том числе жизни разумной. Правда, нужно сделать оговорку - это может форма организации материи, которую мы можем воспринимать как ЖИВУЮ и РАЗУМНУЮ, но которая на самом деле не будет ни живой, ни разумной. Все зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие “жизнь”. Поэтому будем пока использовать более нейтральный термин “форма организации материи”. Зарегистрировать их можно двояким образом.

Во-первых, используя природную чувствительность самого человека - ведь человек имеет и гравирецепторы, и электрорецепторы, и другие органы чувств (а не только пять традиционных), которые помогают ему ориентироваться в окружающих его энергетических полях. Правда, наша традиционная мировоззренческая доктрина (особенно в последние две сотни лет) заставила нас думать, что мы можем воспринимать информацию об окружающем мире только с помощью зрения, слуха, обоняния и осязания. На самом же деле спектр взаимодействия человека с окружающим миром гораздо шире, хотя и не осознается им по большей части. Так вот эти рецепторы позволяют нам периодически ощущать присутствие “чего-то”, а слова для описания этого “чего-то” не всегда находятся.

Кстати, обнаружить присутствие полевых форм организации материи можно и опосредованно - через поведение животных, которые гораздо “одареннее” в этом отношении, может быть, еще и потому, что не задавлены всяческими мировоззренческими установками.

И, во-вторых, обнаружить полевые формы организации живой материи можно обнаружить, используя расширенный диапазон восприятия через различные приборы-посредники, переводящие невидимые нами излучения в воспринимаемую глазом и ухом форму. В этом направлении исследователи - Л.Бокконе, русские ученые Крохалев, Охатрин и др.

Впервые наиболее ярко показал наличие полевых форм организации живой материи Лучиано Бокконе, итальянский радиоинженер. Путь к открытию был проложен в его мастерской близ Генуи, расположенной в достаточно безлюдном месте, на горе. С какого-то времени он стал замечать, что стрелочные указатели приборов в его лаборатории зашкаливают, хотя ни магнитной бури, ни каких-нибудь других помех не отмечалось. Одновременно начинали звучать альфа-, бета и гамма-счетчики. К этому добавлялось беспричинное беспокойство домашних собак и кошек. Когда Л.Бокконе стало казаться, что из-за его плеча кто-то невидимый смотрит на монтажный стол, он понял, что сойдет с ума, если не найдет причины этим явлениям.

Применяя метод фотосъемок в инфракрасных и ультрафиолетовых участках электромагнитного диапазона, а также снимая в обычном оптическом диапазоне с помощью светофильтров, он зафиксировал, что именно в невидимой части спектра существуют различные образования как бы “живого эфира” различной плотности и формы: сферические, чечевицеподобные, цилиндрические, неправильной геометрической формы и даже похожие на человеческие фигуры. Это не были фигуры статические, они могли изменяться сами, выделяя из себя прозрачные или непрозрачные фрагменты, которые тоже были способны перемещаться, соединяться, увеличиваясь или изменяя форму при соединении. При этом, если прозрачная фигура, соединяясь с другой, наполнялась плотной консистенцией, то она становилась непрозрачной, темнела - то есть фактически происходил процесс материализации этих энергетических образований. Отсюда следует вывод, что, если обнаруженный нами НЛО относится к числу проявлений таких полевых форм организации материи, то, материализовавшись, он оставит следы на почве, а пришельца будет сложно отличить от обычного человека.

Фотографический метод, разработанный Лучиано Бокконе, проверялся во многих странах при исследовании в том числе уфологических феноменов, и подтвердил выводы сделанные его автором.

Остается (может быть, и долго еще будет оставаться) открытым вопрос о том, ЖИЗНЬ это или КВАЗИЖИЗНЬ, разумны они, или же нам только кажется, что их действия продиктованы разумом, можно ли общаться с представителями этой субстанции в привычном нам, людям, смысле (хотя бы и не за столом с чашечкой кофе, но все же с соблюдением понятных и той, и другой стороне правил общения).

Но главное значение этого открытия в том, что люди воочию увидели, что рядом с ними на одной планете существует другая, совершенно непривычная форма организации материи, которая имеет равные права на существование с нами и со всеми обитателями нашей планеты, и с существованием которой, хочешь - не хочешь, приходится считаться.

Если допустить, что эта форма организации материи не только живая, но и действительно разумная, то у нас получится так называемая

VI.

Гипотеза "тонкого мира".


Заключается она примерно в следующем. На Земле существует парафизическая цивилизация, достаточно древняя и в меру могущественная. Бок о бок с ней, в том же пространстве зародилась жизнь белковая, своеобразная и неторопливая, но в отличие от старых хозяев планеты очень устойчивая ко всяческим полевым аномалиям.

И вот находятся умные души (представители этой самой парафизической цивилизации) и совершенно без спроса занимают для себя тела животных. Волей случая это оказались обезьяны. Получилось тепло, удобно и безопасно. Правда, обезьяны потом облысели.

В итоге рядом существуют две ветви одной цивилизации - телесная и не имеющая оного. Дефицит - он везде дефицит, и земная биосфера может прокормить только строго ограниченное число белковых тел одного вида.

Иногда возникают споры за каждое конкретное тело, и мы называем это одержанием. Иногда что-то в этом “доме для души” разлаживается, и это болезнь. Иногда дом “телефонизирован”, и тогда его обитатель может напрямую беседовать с “бездомными” соплеменниками. Если в этом “доме” есть “телевизор”, становится еще веселее.

Представления о реинкарнации как раз и основаны на той точке зрения, что душа (небелковое тонкоматериальное разумное образование) периодически покидает физическое тело, а затем возвращается в него опять. Возможных толкований представлений о тонком мире нашей планеты существует множество. Они во многом противоречат друг другу, но их необходимо принимать во внимание как вероятный механизм многих уфологических феноменов.

VII.

Гипотеза многомерности пространства-времени


Идея многомерности пространства не нова. Ее геометрическая интерпретация получила свое воплощение еще в конце XVIII - начале XIX века в работах Мебиуса (классический пример одномерного пространства - так называемая лента Мебиуса), Кели, Якоби и др. В наиболее обобщенном виде многомерная геометрия нашла отражение в работах немецкого математика Римана (1854 г.).

В 1878 г. австрийский астрофизик Цельнер высказал предположение, что только четвертое пространственное измерение может объяснить многие непонятные явления человеческой психики, но не смог привести достаточно убедительных доказательств.

В 1921 году польский физик Калуца высказал гипотезу, что гравитацию и магнетизм можно объединить в единую системы, если допустить существование четвертого пространственного измерения, т.е. перейти к пятимерному пространственно-временному континууму, и т.п.

В геометрической интерпретации мерность определяется количеством взаимно перпендикулярных прямых, которые можно восстановить из одной точки. Так, на плоскости можно вычертить только два перпендикуляра (двухмерная система), а в объеме таких прямых можно построить уже три (трехмерная система). Исходя из этой логики, четырехмерная система должна допускать построение из одной точки четырех взаимно перпендикулярных прямых. По нашим представлениям, это сделать невозможно. Однако Природа может быть устроена именно таким образом.

Если допустить, что представленные выше положения верны, то для существ, освоивших четвертое пространственное измерение существ автоматически снимается проблема космических расстояний. Примерно те же самые выводы можно сделать и для времени, которое является самостоятельной функцией нашего мира.

VIII.

Гипотеза параллельных миров


Она вытекает гипотезы многомерного мира: любая система высшего измерения может содержать в себе бесчисленное множество низших. Остается только научиться преодолевать границы между этими низшими системами. Но, как свидетельствуют факты, некоторым людям удается спонтанно или осознанно этого достигать.

И еще один вариант существования параллельных миров может основываться на различии физических параметров каждого мира, например, разными межатомными и внутриатомными расстояниями, или же разными скоростями жизнедеятельности.

В первом случае (так как мы все же видим, что взаимодействие между мирами существует) мы должны предполагать и существование неких частиц - переносчиков взаимодействий. Предположительно, ими являются нейтрино. С одной стороны, они принадлежат к чуждому нам миру, они отличаются большой стабильностью почти не взаимодействуют с веществом, почти свободно преодолевают любые преграды и расстояния, а с другой - их можно как-то зарегистрировать и в нашем мире. Эти частицы были экспериментально обнаружены в 1953 году, Может быть, нейтрино имеют отношение и к эффектам сверхчувственного восприятия.

Во втором случае мы можем просто не увидеть передвижения тех существ, которые будут спокойно существовать в одном с нами пространстве, в то время, как они нас будут воспринимать, но как нечто малоподвижное и неповоротливое.

IX.

Парадоксальные объяснения (но не гипотезы).


1. Садомазохистские настроения, характерные для определенной части УФО-фанатиков, выражаются примерно так: “Земля есть Ад, и жить в нем - наказанье”. В этой группе представлений о взаимоотношениях человечества и феномена НЛО также очень много разновидностей: “Земля - космическая тюрьма”, “человечество - это случайно возникший мир мутантов”, “мы здесь на воспитании, а НЛО - надзиратели”, и тому подобное. К счастью, таких взглядов придерживаются очень немногие.

2. “Гастрономическое” объяснение - человек есть не последнее звено в цепи гетеротрофных существ, поочередно (снизу вверх) служащих продуктами питания одни для других. Эти настроения более характерны для современной экстрасенсорно воспитанной публики, однако, как знать, может, они и небезосновательны.

3. Лирическо-мифологическое объяснение - они (подразумевается - инопланетяне), путешествуя по необъятному Космосу, увидели прекрасную зеленую (или голубую) планету, объявили ее курортом и выдают сюда путевки. Курорт, видно, оказался хорош, так что “дикарей” тут тоже хватает...

И так далее, и тому подобное.

Перечисленные выше гипотезы далеко не охватывают весь существующий список гипотез и предположений, который используется в уфологии. Многие из гипотез достаточно сложны для изложения (например, гипотеза каустиков как производное теории катастроф), многие из них представляют собой нечто среднее из тех гипотез, что взяты здесь в чистом виде. Так или иначе, существующий банк гипотез охватывает собой все три аспекта проявления феномена НЛО. Эти аспекты, пользуясь определениями Жака Валле, можно охарактеризовать следующим образом.

Первый аспект проявления феномена представляет собой физические следы, которые могут и должны исследоваться с помощью уже испытанных научных средств. Недостатка в физических данных о феномене пока не ощущается.

Вторым аспектом феномена НЛО является психофизиологический. НЛО демонстрируют своим свидетелям дезориентирующие симптомы, утрату ощущения времени, частичный паралич или потерю произвольного мышечного контроля, слуховые и зрительные галлюцинации, глазные заболевания от конъюнктивита до временной слепоты, сильные психические реакции и воздействия - такие, как нарушения сна и сновидений и радикальное изменение поведения. В этом аспекте изучения феномена необходимо применять медико-психологические технологии, в том числе и самые современные, и уже испытанные временем (в том числе народные и религиозные психотерапевтические техники).

И третьим аспектом влияния феномена является система социальных верований, им порождаемых. Фактически происходит формирование новой религии, новых культурных и политических концепций, которым социальная наука, к сожалению, уделяет слишком мало внимания.

Так или иначе, процесс исследований начат и, возможно, вскоре мы перейдем от стадии 3 (формирование гипотез и их экспериментальная проверка) к стадии 4 (объединению гипотез в теорию).

Вернуться к введению...